Изначально, когда в начале февраля записывался, я оказался в waiting листе на фиг знает каком месте, я даже не думал, что туда попаду. Потом, пообщавшись случайно с Будниковым (он искал людей для записи продвинутых уроков по пранаяме), я подумал, что может быть ведь кто-то и откажется в последний момент. Ну мало ли ситуации бывают.
Я поехал туда 1го марта, в надежде что там будут места. Какие там условия я понятия не имел, потому что на сайте Энтони о них ничего не было сказано. Я нашёл какой-то отзыв, в котором было написано про “thai forest style”, но что это означает было непонятно.
Когда я приехал на место, регистратор мне сказала, что у них всё fully booked, точная информация будет позже. Когда я впервые увидел условия – мне они показались. эмм.. так скажем далёкими от идеала. Если за идеал принимать то, что было в центре Випассаны по Гоенке в Лампунге.
Размещение – в палатках, 6 совмещённых санузлов (раковина + туалет + душ) на 100 человек. Когда мне сказали, что всё занято и я увидел условия, то первая мысль, которая у меня появилась была – не попасть туда, во что бы то ни стало, а наоборот – ну ладно, может быть и не обязательно совсем туда ехать.
Сейчас, по факту, конечно странно об этом вспоминать, Даже не знаю что это было – или желание подсознания избежать випассаны в принципе, или нежелание оказаться в условиях жизни в палатке. Не знаю почему, но меня это как-то напугало. Думаю, что всё-таки, действительно дело в ожидании – если бы я изначально был на это настроен (как в ситуации с Синтоном, например), то всё было бы ок, а здесь был расчёт на спокойные условия, как у Гонки.
Но в итоге, после нескольких часов ожидания и выяснений с моей стороны, организатор написала мне, что ок – можно приезжать.
Я приехал около 16 часов, уже прошла первые общие водные инструкции и был принят режим тишины.
Карма-йога
Оказалось, что помимо прочего, в центре существует карма-йога – работы по уборке лагеря. Так как я приехал одним из первых, то все “хорошие” места были уже разобраны и мне осталась уборка туалетов. Это забавно, потому что несколько лет назад, когда мы были в Шивананда ашраме, мы вообще забили там на карма-йогу, посчитав её наглым использованием бесплатной рабочей силы со стороны ашрама. Отчасти, конечно, когда ты платишь за занятия, в этом есть доля правды. Но здесь, на випассане, всё основано на добровольных пожертвованиях, поэтому во-первых, в принципе это воспринимается нормально, а во-вторых, моё мировоззрение поменялось с тех пор и уже наоборот, тот отказ в ашраме вспоминается странно.
Так вот, в том ашраме, работы менялись каждый день. И у нас было какое-то обсуждение, вроде – ну в магазине, или кафе ещё можно поработать. На уборке столовой – это уже как-то похуже, а вот самая жесть – это уборка туалетов.
И тут, так как я приехал в самом конце, мне достаётся уборка туалета. Первая мысль – это расчёт. Значит так, в лагере 100 человек, туалетов всего 6, т.е. по 15 человек на туалет, а учитывая, что каждый ходит далеко не по разу, то проходимость там будет ого-го. Не помню, проскочила ли у меня хотя бы мимолётная мысль о том, чтобы отказаться, или я был уже настроен на участие в випассане, в любом случае, но я не стал спорить. Туалет, значит туалет.
Изначально я шёл на уборку туалетов с некоторым отвращением. Не могу сказать, что оно было очень сильным – как-то энтузиазм и воодушевление от ретрита перевешивали. Но всё равно было не очень приятно.
По факту оказалось, что во-первых, там было достаточно чисто. Всё-таки, это не привокзальный туалет с непонятной публикой и огромным потоком, а место в медитационном центре, куда приехали уже люди с определённым уровнем психологической зрелости, да ещё и тренировать осознанность.
Во-вторых, мыть нужно было, всё-таки, не голыми руками – были швабры, перчатки, ёршик. Ну и в-третьих, самое важное – это настрой на то, что это не просто уборка, а карма-йога, что это работа со своим эго. Кроме того, радовало то, что это не просто уборка листьев где-то в речке, где никто особенно результата не увидит.
А проходимое место, в котором ежедневно бывает много людей и им будет приятно ходить в чистое место. Поэтому убирался я очень тщательно, особенно первые дни, лучше чем дома, наверно) Потом уж подрасслабился, да и приноровился, и стал всё делать быстрее, но всё-таки не халтурил, убирал тщательно.
Поначалу, когда я взглянул на другие виды работ, мне показалось, что туалеты – самая ужасная. У других были – уборка листьев, подметание и самое, как мне показалось лёгкое – наполнение баков водой в летнем душе. Но в итоге оказалось, что за теми же баками нужно было следить в течение всего дня, т.е. заниматься этим регулярно, а моя уборка занимала 15-20 минут после завтрака и весь остальной день я был свободен.
А кроме того, обнаружился ещё один небольшой побочный бонус. В моих руках оказалась малюсенькая, крошечная, но частичка власти. Ну как, не то чтобы власти, скорее её иллюзии. Синдром вахтёра. Когда на правах уборщика, я мог подойти в любое время, и несмотря на очередь, закрыть туалет и начать его убирать. Ну и конечно, пользоваться им по назначению. Впрочем, этим я старался не злоупотреблять – душем (закрытым) не пользовался ни разу и всё делал максимально быстро.
Через пару дней случилась любопытная история. Энтони как-то сказал, что волонтёры попросили его сделать объявление – уборка туалетов ведётся не очень качественно и поэтому нужны новые волонтёры. Если бы сказали, что нужны 2-3, то я бы не удивился, но он сказал, что требуется 6 человек. Меня это зацепило. Я действительно старался делать всё максимально качественно и потому мысль о том, что моей работой недовольны повергла меня в недоумение и возмущение. Объявление это было сделано днём, и до утра я прямо как-то эта тему регулярно всплывала у меня в сознании.
В итоге после завтрака, когда настало время уборки, я пришёл к туалетом, волонтёр, отвечающая за это направление спросила хочу ли я оставить за собой эту работу. Я секунду поколебался, проскочила мысль о том, что можно ведь отказаться и забить. Но потом твёрдо сказал, что да, хочу оставить. Так вот, буквально за несколько дней, то занятие, которе вселяло в меня ужас превратилось в то, от которого я добровольно не стал отказываться.
Ещё забавно то, что во время объявления о том, что нужны новые желающие на уборку туалетов, когда желающих особенно не обнаружилось, Дима (переводчик) начал как-то пытаться шутить, называть эту должность “менеджером по уборке туалетов” и т.п. Мне хотелось встать и сказать – ребятушки, я вот сам этим сейчас занимаюсь и если среди вас есть те, кто приехал сюда для того, чтобы максимально погрузиться в практику, берите себе эту уборку, лучшего способа работы с эго здесь вы не найдёте!
Размещение
Мне предложили выбрать палатку – там лежало несколько. Я как-то не подумал, что они бывают разного размера, потому что до этого мельком заглядывал в лагерь и показалось, что все они одинаковые. И потому посмотрел на них и взял ту, что выглядела поновее, почище, поаккуратнее.
Пожалуй, это ещё один урок про эгоизм и желание ухватить себе что-то получше, в ущерб другим. Когда я начал ставить эту палатку, оказалось, что она раза в 2 меньше, чем все остальные. Те завялены как 3-х местные, моя как 2-х, но по факту там лежал мой коврик и по бокам от него оставалось сантиметров по 25, т.е. по ощущениям два коврика бы туда уже не влезло. Хотя кто его знает, может там как раз всё чётко вымерено в этом плане.
У меня была шальная мысль о том, чтобы поменять себе палатку, но я подумал, что в этом случае ко мне могут кого-нибудь подселить (так сказала Аида, потому что неизвестно было, хватит ли на всех палаток. И в принципе, это тоже была крамольная мысль, конечно, как я сейчас понимаю. Хотя это и правда было бы жутко неудобно – жить вдвоём в одной палатке.
У девушек была отдельная территория – под медитационным холлом. Там плотненько, прижатые друг к другу, стояли москитные сетки, а вокруг всё это было затянуто чёрной непрозрачной плотной сеткой. Не знаю, насколько уж это было комфортна такая плотная жизнь друг у друга на виду, по мне так в палатках было значительно уютнее – например, ближайшая ко мне платка стояла метрах в 5 от меня.
Правда в одном из отзывов во время шэринга (когда делились впечатлениями в самом конце), кто-то из девушек сказал, что это пространство было похоже на ангельское облачко. Когда заходишь внутрь, а там в розовых домиках, свернувшись калачиком лежат ангелочки.
Я ехал в лагерь не зная, что вообще здесь будет с размещением и поэтому ничего специального с собой не взял. У меня был коврик и маленькая тайская подушка для медитации, а также саронг. В итоге оказалось, что кроме палаток ничего не выдают, и я спал на своём йога-мате, укрывшись саронгом.
Холодно не было, один раз только как-то стало неуютно ночью. Было жестковато, так что я просыпался каждый час, чтобы поменять положение.
Но несмотря на это всё, жизнь в палатке не то что никак не напрягала, а была комфортной на 100%. Да, жить в комнате со своим душем и туалетом, кроватью с постельным бельём и вентилятором было удобнее, но и местные условия не вызывали неудобств. Повезло, что не было дождей – не знаю, подтапливало бы мою палатку, или нет, но в сухую погоду всё было очень хорошо.
На территории уже возведены каркасы 10 домиков, Энтони сказал, что у них есть разрешение на постройку 30 домов в этом году (2020), так что в скором времени там можно будет спать в домиках. Судя по размеру – домики на 2х человек (или, если будут 2х-ярусные кровати, то на 4х).
Питание
Еда простая, но вкусная, вегетарианская, тайские блюда. Разнообразие поменьше, чем в Гоенковских центрах, но лично меня всё устраивало, да и по отзывам многие были в восторге от того, как кормили.
Завтрак всегда одинаковый – фрукты (чередовались папайя или ананас), овсяная каша с изюмом и рисовый суп.
На обед суп, карри и овощной салат – каждый день всё разное.
По правилам центра, а точнее, по буддийской традиции – пищу во время прохождения випассаны можно принимать только после рассвета и до обеда. Так что обед в 11 утра – это был последний приём пищи за весь день. Дальше только в 5 часов какой-нибудь травяной напиток – заваренный имбирь, мята, гибискус, один раз был масала чай и один раз какао.
Звучит достаточно сурово и я опасался что это будет весьма тяжёлым испытанием – не есть с 11:30 дня до 7 утра. Но каким-то образом оказалось, что это не вызывало никаких проблем. Вот вообще никаких. К вечеру я не то что не умирал с голоду, но даже и есть особенно не хотелось. Да, ощущалось, что желудок пустой, но это было вполне комфортное ощущение. А спалось в этом смысле так и вообще отлично.
В гоенковском центре в этом плане похожая схема, но для тех, кто проходит випассану не в первый раз. Для новичков в 5 вечера у нас там были фрукты и чай, с тостами, джемами и нутеллой(!).
Быт
Один из факторов, который меня насторожил, когда я приехал регистрироваться в самом начале – это то, что в лагере всего 6 туалетов, а участников под сотню, не считая волонтёров. Более того, туалеты, почему-то, сделали совмещёнными – душ, раковина и туалет. Т.е. неважно зачем человеку нужно внутрь – он занимал одну из кабинок.
На самом деле же оказалось, что помимо этих 6 кабинок, есть ещё летние души. Не знаю что из себя он представлял на женской половине, у нас это было достаточно большое пространство, обтянутое по периметру непрозрачной, чёрной сеткой.
Внутри стояли 4 больших бака с водой, в которых плавали ковшики. А также – и такое я видел впервые в жизни – около одной из стенок под небольшим углом висел разрезанный пополам толстый шланг, представляя собой писсуар.
Так что я с удовольствием ходил в этот летний душ по 5 раз на дню. В закрытом душе я был только 1 раз за всё время, да и то, когда проснулся в 3:30 и понял, что больше уже не усну.
В кабинки я старался не ходить не только потому, чтобы не стоять там в очереди, но и для того, чтобы эту очередь не создавать. Чтобы туда могли попасть те, кому это действительно было нужно, в первую очередь девушки.
Расписание занятий в центре:
4:00 подъём
4:30 - 5:15 сидячяя медитация
5:15 - 6:15 чантинг и йога
6:15 - 7:00 сидячяя медитация
7:00 - 8:30 завтрак, отдых
8:30 - 9:30 инструкции по технике / лекция
9:30 - 10:15 ходячая медитация
10:15 - 11:00 сидячяя медитация
11:00 - 13:00 обед, отдых
13:00 - 13:45 сидячяя медитация
13:45 - 14:30 ходячая медитация
14: 30 - 15:30 лекция
15:30 - 16:15 ходячая медитация
16:15 - 17:00 сидячяя медитация
17:00 - 18:30 чай, отдых
18:30 - 19:30 чантинг, медитация метта
19:30 - 20:15 ходячая медитация
20:15 - 21:00 сидячяя медитация
21:00 - 22:00 подготовка ко сну
22:00 отбой
6 сидячих (4,5 часа)
4 ходячих (3 часа)
метта 40 минут
Итого ~8 часов в день
Лекции
Также отличались лекции, которые давал Энтони. Мне они показались, с одной стороны, более глубокими, с большим погружением именно непосредственно в учение Будды. По воспоминаниям, в центре Гоенки, лекции немного более поверхностные, с упором на объяснении концепции в целом и с большим количеством историй, вроде “одна женщина очень страдала, пришла к Будде, он дал ей учение Дхармы, она стала медитировать и избавилась от страданий”.
upd. Сейчас чуть больше об этом почитал, действительно – Гоенковские ретриты считаются более мирскими, существующими вне религиозного контекста. А другие центры, в частности этот, дают випассану как часть буддийского учения.
Т.е. по сути, по воспоминаниям, там в сухом остатке осталось что-то вроде “нужно медитировать для того, чтобы избавиться от страданий”, такая довольно общая идея. Хотя предыдущая Гоенковская медитация была, во-первых, в принципе, 6 лет назад, так что многое просто забылось, а во-вторых, моё мировоззрение изменилось за это время, так что какие-то вещи, возможно, я стал воспринимать по-другому.
Основную суть учения, которое транслировал Энтони я понял как то, что очень важно всегда находиться в моменте “здесь и сейчас”. А сделать это можно при помощи хорошо развитого, “заточенного” и очищенного ума. И всё, что мы делали на практике, все медитации, как раз таки и направлены на развитие этой способности нашего ума концентрироваться на текущем моменте, который, по сути, является единственным необусловленным феноменом в нашей жизни.
Ещё одна важная концепция, которую я вынес из его лекций, заключается в том, что главная задача буддийского Пути – это избавление от личности. Точнее даже не о избавлении, а о принятии и осознании того, что никакой личности не существует.
В один из дней (5й, кажется), на лекции Энтони рассказывал о буддийском Пути, который ведёт к Просветлению и Ниббане. И выходило так, что Ниббана достижима вместе со смертью, это выход из колеса Сансары. Т.е. несмотря на то, что буддизм всячески открещивается от связи с религией, тем не менее некоторые его концепции, которые последователями воспринимаются как само собой разумеющееся, людям далёким от религии, и мне в том числе кажутся как минимум спорными.
Перед полной Ниббаной есть Ниббана с остатком, в которой находятся Просветлённые, сохранившие физическое тело. И все эти Просветлённые – это монахи, живущие в лесах и монастырях.
Т.е. если я не верю в перерождения, а смерть для меня – это полное и окончательное завершение существования, то этот самый буддийский Путь ведёт меня для начала в монастырь, а потом – вообще в никуда.
И тут мне что-то стало так тоскливо. Появилось много вопросов на тему – а зачем я вообще трачу столько времени? Целый год медитировал по 30 минут в день, проходил 2 випассаны по 10 дней, сейчас вот сижу тете неделю. И ради чего это всё?
На следующий же день, в своих лекциях Энтони рассказал как раз о том, что такой путь действительно не для всех и много говорил о пользе развития в этом направлении. Об уменьшении эго, о развитии осознанности, эмпатии, сострадания. О срединном пути и многом другом. После этой лекции стало гораздо больше энтузиазма, энергии и желания продолжать медитации.
Язык и перевод
Энтони проводит випассану на английском языке (регулярно каждый месяц дважды – с 1го и с 16го числа). Но благодаря Игорю Будникову, в этом году (и, вероятно, это станет регулярным), было проведено два русскоязычных ретрита – в феврале и в марте. Когда я узнал, что запись на оба ретрита уже закрыта, а в листе ожидания – порядка 100 человек, у меня была мысль пойти на ретрит 16-го числа, подумалось, что может быть смогу понимать и на английском.
Но в процессе лекций стало понятно, что мне невероятно повезло, что получилось попасть на ретрит с переводчиком. Первые пару дней ещё ничего, но потом начался такой сложный язык, что думаю, даже общий смысл я бы мог уловить с большим трудом, а тонкости и детали были бы непонятны вообще.
Даже переводчик Дима – который, к слову, переводил очень классно, практически синхронно, иногда на некоторых терминах и конструкциях немного подвисал, а что-то – переспрашивал и уточнял у Энтони.
Личное интервью с учителем
Помимо общих лекций, такж на випассане существуют личные интервью с учителем. В день выделялось время на 15 человек, проходили они во время дневных медитаций. Желающих было очень много. Поначалу, у меня не было особенных вопросов и я не торопился записаться. Вопросы возникли к 5-му дню, и когда я вечером пришёл записываться, оказалось, что 6й день уже полностью занят. Записался на вечер 7го.
Энтони издалека, когда сидел на своём постаменте, казался таким серьёзным, строгим учителем. При ближайшем же общении, он произвёл впечатление очень отзывчивого, доброго и полного эмпатии человека.
На каждого студента выделялось по 10 минут, почти все общались чуть подольше, поэтому график почти всегда съезжал. Я ждал своей очереди минут 40 после назначенного времени. Ну и сам, конечно, провёл там больше времени.
Не могу сказать, что он открыл мне глаза и очень чётко разъяснил мне то, о чём я спрашивал. Точнее он-то разъяснял насколько возможно подробно, но вопросы мои касались медитаций и понимания каких-то тонкостей. Которые в теории я понимал, а на практике уловить не получалось. Не сильно понятнее стало и после пояснений.
Чантинг
Каждое утро и каждый вечер у нас в программе был чантинг – пение текстов, посвящённых Будде. Это не то чтобы молитвы (напомню, что Будда – не божество, а человек), а скорее обращение с почитанием и уважением к Учителю. Вот пример одного из текстов: “”. У нас были распечатки, в которых тексты были приведены на языке пали с переводом на русский. Мы вначале хором повторяли текст на языке Будды за учителем, а потом тоже самое – на русском.
Для меня эта часть ретрита была самой спорной. В Гоенковском центре меня привлёк, в том числе, тот факт, что там преподаётся мирская випассана, очищенная от религий. Сам Гоенка никогда не был монахом и давал это учение исключительно как нерелигиозное.
Здесь же давалось именно Учение Будды. И хотя, несмотря на то, что оно само по себе, в любом случае остаётся нерелигиозным, и несмотря на то, что сам Будда просил не создавать культ личности, здесь это очень походило именно на религиозный обряд. Статуя Будды, свечи, восхваление, поклоны – и вот это вот всё.
Особого акцента на этом Энтони не делал, как-то вскользь упомянул, что это нужно для того, чтобы укрепить веру в Учение. Ну не знаю – даже Будда говорил о своём Учение что-то вроде “не нужно верить мне на слово, проверяйте на опыте и убедитесь сами, работает оно, или нет”. Было бы странно, если бы мы в универе на уроках химии начали отбивать поклоны Менделееву. Впрочем – в чужой монастырь, как говорится.. так что я просто, по настроению, или напевал вместе со всеми, или сидел молча.
Сидячяя медитация
Инструкции на сидячи медитации нам были даны с вечера. Я думал, что все випассаны по технике одинаковые и отличаются только условиями и деталями, а оказалось, что техника здесь другая. Концентрация не на ощущении дыхания под носом и на сканировании тела, а на ощущениях поднятия-опускания живота. По сути, тоже дыхание, но всё-таки, объект медитации другой. Впоследствии к нему добавились также ещё “слушание”, “осознание сидячего положения тела” и “прикосновение (к подушке для медитации)”. Т.е. по сути, чередование 4х каналов восприятия.
Ходячая медитация
На следующий день, после завтрака на лекции были даны инструкции для ходячей медитации. Они, кстати, стали для меня сюрпризом. Я представлял, что они представляют из себя обычную прогулку, с концентрацией на чём-нибудь, в движении. А оказалось, что это супер-медленная ходьба, с концентрацией на ощущении в стопах, состоящая из 4-х этапов: отрывание, поднятие, перенос, опускание стопы.
Медитировать мы ходили по территории – все разбредались кто куда, находили себе небольшой участок и ходили туда-сюда. Много места было не нужно, Энтони сказал что достаточно 10-15 метров, так что несмотря на то, что было много людей в этой смене, во время ходячей медитации все как-то рассредотачивались.
С техникой у меня были определённые сложности. В ходячей нужно было наблюдать за ощущениями в стопах и получалось это хуже, чем концентрировать внимание на одном объекте. В первую очередь потому, потому что были открыты глаза и вокруг много отвлекающих факторов. В какой-то момент я начал их расфокусировать – чтобы и в деревья не врезаться, и сильно не отвлекаться, стало получаться получше.
Потом добавился дополнительный объект, помимо самих ощущений в стопах, нужно было также отслеживать намерения. Я не совсем смог их уловить – я повторял слова “оторвать”, “поднять”... , но это больше походило или на мантру, или на команды самому себе, но не намерения. В итоге я, по аналогии с сидячей, вместо намерения добавил в цепочку “слушание”.
В целом, ощущения любопытные. Понял, что за 36 лет своей жизни ни разу так много времени не ходил осознанно, не наблюдал за всем этим многообразием ощущений в стопах.
Однажды, на 5й день, сразу после лекции Энтони, видимо под её впечатлением, у меня был интересный опыт – буквально на 1-2 секунды. Я шёл, ощущал передвижение, ощущения в стопах, но меня, как личности не было. Даже сейчас, я вспоминаю это как нечто странное, но тогда оно выглядело достаточно логичным.
Разделение на мужчин/женщин
Ещё двумя отвлекающими факторами стали отсутствие разделения на мужскую и женские зоны с одной стороны и русская группа. Да, по атмосфере здесь было прикольнее – чувствовалось какая-то общность, даже хотя мы и молчали – связь на уровне.. культурном что ли, или языковом.
Когда меня окружали тайцы мужчины – я вообще о них ни думал не разу. С русскими же парнями всё равно невольно проскакивали мысли – а чем занимается этот бородатый, а какой характер у этого, а что из себя представляет вот тот и так далее.
С девушками ещё сложнее – не получалось совсем не обращать на них внимание, хотя я и пытался. Всё равно так или иначе, так как пересекались мы постоянно, то регулярно на кого-то падал взгляд и оставаться с безоценочным ощущением в этом случае было ещё сложнее.
Ну и вообще, на уровень сосредоточенности на практике может повлиять совсем незначительный фактор. Например однажды, я стоял в очередь в туалет. В какой-то момент обернулся, а там две девушки – смотрят в мою сторону и хихикают. Конечно, тут же сразу возник целый шквал мыслей – а почему они смеются, что со мной не так? Наверно смеются над моими шортами в цветочек. Ой, а может это вообще женские шорты я купил по ошибке? Или ещё что-то смешное они усмотрели. В итоге такие рассуждения ещё не какое-то время. Хотя и пытался себя убедить в том – что это ерунда, в что во-первых, они вообще вовсе и не про меня могли перемигиваться, во-вторых, даже если про меня – то какое мне до этого дела и почему меня вообще должно волновать мнение каких-то незнакомых мне сокурсниц? В общем, эго пострадало, и вот они – добро пожаловать страдания, всё как говорил Энтони.
С другой стороны – это же прекрасная возможность увидеть весь абсурд этой ситуации. Увидеть свои реакции, увидеть что Энтони вместе с Буддой были правы – чем меньше эго, тем меньше страданий. Это же прямое подтверждение этого тезиса. Так что, может быть нужно наоборот быть благодарным и этой ситуации и вообще в целом тому, что на ретрите были девушки.
Мысли по практике
Сами практики мне дались физически достаточно тяжело – не мог усидеть даже 30 минут в одной позе, постоянно приходилось её менять, жутко начинали ныть колени. А во время ходячей медитации постоянно болела спина.
Психологически же было достаточно просто – медитации короткие, по 45 минут (в Гоенковском центре были час, полтора и два, причём во время 3х часовых нельзя было дивиться, менять позу и открывать глаза).
Но при этом, когда медитируешь час или два – это серьёзная работа, на которую настраиваешься и к которой подходишь с максимальной ответственностью. А здесь, за счёт постоянной смены видов медитации, получались зазоры, которые расслабляли. Сидячая закончилась – все потихоньку встают, идут на ходячую. В промежутке можно попить воды, или сходить в туалет (кто-то и в душ умудрялся даже). В обратную сторону тоже – пока ходячая закончилась, пока дошёл до холла, пока расположился, вот уже и 30 минут осталось. Да и то, и дальше постоянно продолжает кто-то приходить, шуршать, шуметь, пыхтеть и т.п. Не то, чтобы это сильно напрягало, но атмосфера более расслабленная получается.
Ну и за счёт таких коротких сессий, не всегда хватало времени, чтобы сосредоточиться полностью погрузиться в процесс. Конечно, при большом желании, погрузиться глубже можно было бы. Но я не смог полностью отрешиться от этих факторов и поэтому, хотя я и старался, моё погружение было не настолько полным.
Сложно, да и неправильно оценивать “успешность” медитаций и подобного ретрита в целом. Но хотя и нельзя сказать, хорошо или плохо получалось медитировать, можно говорить о том, насколько качественно удавалось концентрироваться. Конечно, к концу ретрита, сама медитация стала получаться более сосредоточенной, концентрироваться на объектах медитации удавалось всё лучше. Но по ощущениям, не удалось достичь того уровня, который был у Гоенки. Может быть из-за того, что внимание требовалось и на сидячую, и на ходячую медитации. Может из-за отвлечений, а может, в принципе из-за того, что было 7 дней, а не 10.
Косвенным же результатом менее глубокого погружения я могу назвать отсутствие генерации идей в процессе. Во время обоих гоенковских ретритов, в какой-то из дней, меня начинало распирать от идей. В первый раз распирало так сильно, что я пытался удержать их все в голове, но после вспомнил не так уж много.
Во второй раз я даже пошёл на нарушение правил – взял с собой ручку и блокнот, и записывал все приходящие идеи. К сожалению, тогда я не сообразил их оцифровать, было бы интересно взглянуть на них сейчас. Тем не менее – идей было много. После этого же ретрита их не было совсем. Парочка каких-то одиноких промелькнули и всё.
Выводы
Те моменты, которые я описал и которые можно было бы назвать “минусами” – я привёл потому, что хотел рассказать обо всём максимально подробно. И потому, что они запомнились наиболее ярко. Когда всё хорошо – всё хорошо и это сложнее вспомнить. Но все эти мелочи были настолько незначительными, что они никак не повлияли на моё впечатление. Даже наоборот, я считаю что это не минусы вовсе, а просто дополнительные сложности, которые помогли мне проработать что-то в себе, или хотя бы подсветили какие-то моменты, на которые стоит обратить внимание.
В целом же – впечатления остались очень положительные и я очень доволен этим ретритом. Организация процесса на очень высоком уровне, никаких нареканий или сбоев.
Главной моей целью было – переключиться, встряхнуться, прочистить голову, повысить осознанность, улучшить концентрацию. Всё это я получил и более того, получил хороший задел для дальнейшей работы.
После предыдущей випассаны, я забросил медитации довольно быстро, а здесь, во-первых, практиковал ежедневно целый год до этого, без единого пропуска, а во-вторых, планирую продолжать дальше. Так что этот ретрит был хорошим ускорителем для успешного продолжения ежедневных медитаций.