Путешествие автостопом в Малайзии, как и в любой другой стране, может, во-первых, оказаться настоящим приключением и превратить обычную дорогу из пункта А в пункт Б в веселое времяпредпровождение в компании интересных неординарных людей,
во-вторых, позволить увидеть страну и многие аспекты жизни населения другими глазами и,
в-третьих, помочь получить ценные советы, полезный опыт, новые знакомства и, возможно даже внести коррективы в маршрут, за счёт новых интересных идей.
А сейчас мы опишем в общих чертах наш опыт, и то какие выводы мы из него сделали.
Итак, за плечами у нас месяц путешествий автостопом по Малайзии (по западной ее части – полуострову Малакка), проехали мы практически весь полуостров по периметру, а это около 1500 км. Посетили 9 городов, 5 национальных парков (Камерон-Хайлендс, Хутан-Липур, Тасик-Кенир, Национальный Парк Пенанга, Таман-Негара) и 2 острова (Пенанг и Лангкави). Сменили около 2-х десятков различных транспортных средств – грузовички, туристические и рейсовые автобусы, служебные минивэны, машины местных марок, маленькие спортивные машины, большие внедорожники и пикапы.
Передвигаться по Малайзии автостопом очень легко и комфортно, мы получили множество позитивных эмоций и поэтому можем смело рекомендовать, именно этот способ путешествия по стране для любознательных и открытых для новых горизонтов бэкпэкеров
В среднем, каждую машину мы ждали не дольше 10-15 минут, так что потери времени, в сравнении с передвижениями на автобусах были минимальными. А чаще мы добирались ещё и быстрее, даже с учетом иногда частой смены транспорта, поскольку машины все-равно едут с более высокой скоростью, чем рейсовые автобусы.
Людей, останавливающихся, и готовых нас подвезти мы условно разделили на 3 категории
1. Очень общительные водители, они рады любой компании, готовы взахлеб рассказывать о своей жизни, о бизнесе, о путешествиях, да и вообще о чем угодно. Как правило, такие персонажи имеют богатый жизненный опыт, интересную работу или свой бизнес.
Это пожалуй наш самый любимый тип водителей, поскольку это хорошая возможность получить новую идею и узнать интересные особенности о стране.
Например, из Камерон-Хайлендс, нас везла женщина, владеющая небольшим бизнесом по производству чизкейков и все заднее сиденье в машине было заставлено свежими расфасованными кусочками торта, украшенными сверху клубникой. Она рассказала, как начинала свой бизнес, как появляются новые идеи и как удержать покупателей, кстати свою продукцию по клиентам она разводит самостоятельно. Скажем честно, держать себя в руках было трудно, очень уж аппетитные тортики ехали вместе с нами, особенно учитывая нашу слабость к чизкейкам. В такие машины садиться опасно 🙂
Был и еще один кондитер, а именно владелец сети китайских бакалейных магазинчиков в Куала-Лумпуре и Куала-Теренгану – он рассказывал об уникальности своей рецептуры и оборудования, при большом желании мы могли даже напроситься на производство, посмотреть за процессом приготовления, но время поджимало, мы спешили в Сингапур.
Также подвозил бизнесмен, имеющий отели на побережье и острове Перхентиан, приглашал поехать с ним на выходные, даже скидку в 20% предлагал на проживание и паром, угощал нас кокосовым молоком и рассказывал о своих бизнес-поездках по миру.
2. Любопытные местные, как правило мало путешествующие по Европе и другим континентам, но прилично поездившие по своей родине и близлежащим странам Юго-Восточной Азии. У них горит огонек в глазах, они любят новые знакомства, им интересно послушать "белых" людей, они интересуются нашим маршрутом, жизнью, возврастом. Да и просто им приятно поболтать о чем угодно с европейцами.
Так мы ехали с малайзийской семей с маленькими детьми – хотя они и понимали, что смогут подвезти нас всего 5 км, а дальше наши пути расходятся, они все равно перепаковали вещи в багажник, посадили детей поплотнее, лишь бы мы влезли. Столько, сколько мы общались в этой машине мы не разговаривали с людьми других категорий на участке в 10 раз большем по километражу 🙂
Неоднократно нас подвозили мусульманки, мнение о которых у нас абсолютно изменилось. Несмотря на свою закрытость в одежде, оказалось, что они вовсе не замкнуты в себе и не избегают общения. Нас подвозили и мусульманки хохотушки и строгие, на первый взгляд, "бизнесвумены", которые живо интересовались нашей жизнью, шутили и добродушно болтали 🙂
Нас так несколько раз подвозили местные, которые совсем не знают английского, и 3 раза водители рейсовых автобусов (в парк Таман-Негара, в Малакку и в Сингапур). И те и другие просто видели нашу табличку с пунктом назначения, останавливались, мы садились и ехали. Такой способ исключает интересные беседы с одной стороны, а с другой дает возможность иногда заняться в дороге и своими делами – послушать аудиокниги, посмотреть фильм или спланировать дальнейший маршрут.
Иногда мы перекидывались несколькими фразами, но полноценного общения построить не получается. Очень часто такие водители считают, что они единственные, кто остановился на трассе, чтобы нас подвести, а вообще автостоп в Малайзии невозможен, опасен, нелегален и больше нам такого счастья не выпадет 🙂
С этой категорией людей у нас было несколько накладок. Например, когда на просьбу остановиться не въезжая в город, где нам проще сменить машину, если дальше с водителем не по пути, водитель отвечал что не может нас так просто высадить на трассе, твердил, что австостоп в Малайзии не развит и вез нас в самый центр города, на автовокзал – оттуда нам будет гораздо проще уехать на автобусе, чем ловить машину. Такие случаи были дважды, в результате чего мы теряли время, чтобы вернуться обратно или выехать из города с другой стороны. Но были и позитивные моменты, когда, например, нас удачно подвозили между храмами в окрестностях Кота-Бару, да и много где на других участках.
Также мы выделили для себя 7 простых правил, которые помогают быстро поймать машину и получить удовольствие от путешествия автостопом
- Правильное место на трассе. Выбирайте прямые открытые участки дороги, чтобы водитель мог увидеть вас издалека и успел притормозить. Также мы не рекомендуем стоять перед мостами и развязками, там часто и останавливаться запрещено, да и неизвестно куда машина поедет после развязки. Лучше начинать стопить за городом, мы ловили машины и в пределах города, но это нелегко. Если уж стопить в городе, то можно обращаться к водителям на заправке, они уже остановились, почему бы не спросить и вполне есть шанс, что вам по пути. Хорошее место, по нашим наблюдениям – участок перед началом платной дороги, прямо перед терминалами, там все притормаживают, и останавливаются, так что вас обязательно заметят.
- Яркая одежда. Мы всегда стараемся стопить в ярких футболках, плюс на наши рюкзаки надеты чехлы – желтый и красный, это привлекает внимание водителей на серо-зеленой трассе.
- Имейте под рукой карту и отслеживайте своё местоположение. Мы польуемся GPS, что позволяет нам не теряться в пространстве, высаживаться и менять машину в наиболее удобных точках, избегая крюков и петель по маршруту.
- Надписи на табличках (лучше крупными буквами жирным шрифтом) здорово выручают, мы готовили такие таблички по всему маршруту, разбивая его на небольшие участки до крупных городов. Особенно помогают такие надписи, если местные не знают английского языка. Увидев табличку с городом, водитель, еще не подъехав к вам, понимает, чем может помочь, у него есть даже время на раздумье. Не зная куда вам надо, увидев просто большой палец (они, кстати, могут вообще не понять такого жеста), машина остановится с меньшей вероятностью. Водитель может засомневаться – стоит ли снижать скорость и вообще останавливаться и, возможно, проедет мимо, прежде чем появится мысль вас подвезти. А вот увидев табличку со знакомым названием населенного пункта, страх "трудностей перевода" у водителей часто пропадает. Конечно, в этом случае могут не остановится те, кто едет только небольшую часть вашего маршрута, но зато велик шанс поймать машину или автобус прямо до нужной точки.
- Выучите стандартные фразы на местном языке. Все подвозившие нас очень радовались, услышав родную малайскую речь из уст европейцев, хотя может они и посмеивались над нашим нелепым акцентом 🙂
- Продумайте детали. Если ваш путь далек, запаситесь водой и едой (мы возили с собой фрукты и орешки). Также неплохо иметь зонт, крем от загара и фонарик. Мы стопили всегда в светлое время дня, наши маршруты не превышали 6-8 часов, мы всегда знали в каком городе будем ночевать, нас заранее ждал каучсерфер. Если у вас более длинные участки лучше заранее подумать в каких населенных пунктах вы хотите переночевать – поищите хостелы или возьмите с собой спальник и палатку 🙂
- Ну и пожалуй самое важное правило – улыбайтесь. Скажем честно, мы давно так много в пути не улыбались, тем более всем встречным машинам. Даже те, кто не мог нас подвезти, в ответ на наши улыбки также улыбался и нам, иногда сигналил и приветствовал рукой, а это безусловно повышало настроение 🙂 А вы бы захотели подвезти хмурых и угрюмых или вовсе лишенных эмоций путешественников?
В следующем посте мы расскажем о ферме по выращиванию птичьих гнёзд, стоимостью $3000 за 1 кг, на которую мы попали совершенно случайно также благодаря автостопу.
Александр Глазунов
от улыбки станет всем светлей…
Мария Глазунова
Согласны, и это только полуостровная его часть, а ведь есть еще остров Борнео с уникальной природой и животным миром, мы как раз сейчас путешествуем по штату Сабах, скоро поделимся впечатлениями и новыми фотографиями.
nayka-i-tehnika
Красивая страна.
Алексей и Мария
Это точно!)
Ольга Глазунова
Какая это, оказывается, наука!!! Действительно, улыбка повышает настроение и раскрепощает!!!