
Так как, судя по обратной связи от вас, дорогие читатели, эти темы вызывают не меньший интерес, мы продолжим, иногда, отходить от основного направления в блоге и отвлекаться на жизненные темы.
Сегодня я хочу поговорить о саморазвитии.
Эволюция
Если не брать в расчёт божественную теорию мироздания (по крайней мере в православном её виде), в соответствии с которой, самой главной человеческой благодетелью является восхваление творца, и возложение на него всех своих надежд, а придерживаться научной теории эволюции, то очевидным фактом является то, что каждому живому существу, с течением времени, свойственно развиваться.
Причём развиваться не в каком-то абстрактном смысле, а для конкретного взятого вида, с точки зрения той же самой теории эволюции, логичнее всего наиболее активно развивать именно тот приспособительский механизм, который у него является преимущественным
Я думаю, ни для кого не секрет, что человек, не обладающий ни мощными ногами, ни ловкими руками, ни острыми зубами, смог увеличить свою популяцию до крупнеейшей на планете (среди млекопитающих, по крайней мере), благодаря самому главному преимуществу перед другими представителями животного мира – своему разуму.
Человек. Разумный?
Соответственно, хорошо развитый ум, является для отдельно взятого человека (при условии, конечно, того, что он – «человек разумный») залогом счастливой жизни. А так как мотив «быть счастливым» является глубинным мотивом практически всех действий, большинства здоровых людей (кстати, а все ли с этим согласны?), тогда получается, что развитие ума – это жизненно важная задача каждого.
При этом, обратите внимание, я сейчас говорю не про абстрактные «знания» (которые, как говорится «преумножают скорбь»), а именно про умение пользоваться своим разумом как высокотехнологичным и крайне сложным инструментом. Можно не уметь вычислять логорифмы, но при этом отлично мыслить, а можно, получив три диплома о высшем образовании, так и остаться, простите, болваном =) Да, и "горе от ума", кстати, сюда же – ум есть, а пользоваться им не умею.
К сожалению, существующая сегодня классическая система образования, далека от совершенства на мой взгляд, именно потому, что она в большей степени даёт конкретные знания и в меньшей – учит мыслить и делать самостоятельные выводы
Один из ярких примеров – детей с детства приучают искать (или придумывать) причину своих поступков, а не задумываться над мотивами. Почему ты опоздал? Почему не выучил уроки? Причину назвать просто, только что это даст? Куда важнее понять не причину, а мотив поступка или действия.
Зачем?
Знаете, какой самый простой, но при этом самый отрезвляющий вопрос, который следует задавать, в первую очередь себе, как можно чаще?
Это вопрос – «Зачем?»
Когда я впервые вдумался в смысл и силу этого вопроса, честно говоря, я был несколько поражён. Зачем я работаю в этом месте? Зачем мне нужно строить карьеру? Зачем я читаю эту статью? Зачем я собираюсь выбрать на обед именно это блюдо? Зачем я иду именно этим маршрутом? Зачем я хочу купить себе новый телефон?
Причём обратите внимание, часто на такой вопрос очень хочется, по привычке, ответить «потому что..», но это будет ответом уже совсем на другой вопрос.
Вопрос «Зачем?» добавляет к осознанности +200 очков и позволяет изменить вектор своей жизни от "потому что я так привык" к "для того, чтобы достичь/получить/добиться того-то и того-то".
Попробуйте поиграть с этим вопросом и задавать его в течение дня на каждое свое действие – увидите впечатляющий эффект. Если захотите увидеть, конечно =)
В соответствии с моим представлением о важности разума, я регулярно занимаюсь его развитием. Одно время я много читал, проходил тренинги и семинары, но в какой-то момент почти перестал это делать, так как просто не успевал внедрять новые знания в жизнь. А без внедрения, любая теория – бесполезна. Сейчас я стараюсь как можно чаще задавать себе вопросы и отвечать на них, а также общаться с людьми – иногда один разговор с умным и интересным человеком может дать больше, чем два десятка книг.
Наставничество
Вообще, я очень верю в силу наставничества - почти в любой сфере индивидуальные занятия с профессионалом дают более быстрый и значительный эффект, чем самообразование. Возьмите футбол, танцы, иностранные языки, да что угодно. И развитие своего сознания, в этом плане, не исключение.
Можно прекрасно развиваться самостоятельно, но иногда подсказка со стороны гораздо эффективнее, чем самостоятельные потуги – я, к сожалению, не Барон Мюнхгаузен, чтобы вытаскивать себя за волосы из болота, да ещё и с конём =)
Так, например, буквально месяц назад я принял участие в экспериментальной программе Дениса Швецова – "Форсированное просветление". Сразу оговорюсь, что "просветление" здесь - не в том смысле, в котором это понимают те, кто ищет своего "гуру", поёт мантры, плетёт мандалы и тп.
Такие способы мне не близки, а вот постулат, лежащий в основе программы Дениса «ум — это инструмент, который должен помогать нам жить, жить хорошо и долго» мне пришелся по душе.
Если быть совсем точным, то здесь, конечно, наложилось много факторов – и то, что я знаю Дениса больше 5 лет, причём знаю его как профессионала в своём деле, и отношусь к нему с большим уважением; и то, что на тот момент у меня были неразрешённые вопросы, на которые ответить самостоятельно не получалось и то, что ответить на эти вопросы я очень хотел.
Данная программа – это не тренинг и не обучение, это в большей степени самостоятельная работа, в основе которой как раз лежит тот самый, мой любимый вопрос "зачем". Задавать вопросы самому себе приходилось самостоятельно и, как ни странно, самостоятельно же на них и отвечать =) Денис подсказывал куда нужно двигаться и направлял мысли в нужную сторону, но двигаться в правильном направлении – это и было самым главным. А ещё важным было то, что на некоторые вопросы отвечать тяжело и сам себе, без помощи, я бы их не задал.
Не могу сказать, что я полностью «прозрел» во время этой программы, и у меня не осталось никаких неразрешённых вопросов, но на самые важные, на тот момент, я для себя ответил.
А может это всё глупости?
Действительно, а зачем вообще задаваться какими-то вопросами? Может быть стоит довериться рефлексам автоматизмам? Привычкам, с которыми жить так легко и спокойно? Конечно, можно. Если вас всё устраивает в той жизни, которой вы живёте. Если вы можете назвать себя абсолютно счастливым человеком. Только главное здесь – не обманывать самого себя.
Ну а если вы хотите что-то изменить в своей жизни, задавайте себе сложные вопросы почаще. Причём не так важно, самостоятельно это делать или с чьей-то помощью, важно это делать, причём регулярно. Наша жизнь, как правило, и превращается в рутину именно тогда, когда она полностью становится набором привычек и шаблонов.
Успехов в развитии своего разума!
А в одной из ближайших статьей я поделюсь своими мыслями на тему физического развития и расскажу о беге. Оставайтесь с нами!
Похожие статьи:
Светлана, отличная техника. Знаю про неё, но правда никогда не пользовался, нужно будет попробовать!
Вообще записывать от руки свои цели — очень полезная привычка. Я много прочел книг и курсов на темы личностного роста, позитивного мышления и тд, но толку от одного чтения мало, к тому же я в принципе лентяй жуткий. Дело сдвинулось с мертвой точки, когда стал записывать подробный план на следующий день накануне вечером. Теперь под рукой всегда ручка с тетрадкой)
У меня сейчас «рабочая» техника – это записывать свои цели или же запросы «во Вселенную» очень подробно от руки в специальную тетрадочку. У меня это получается как то естественно делать по утрам, и в виде аффирмаций, типа « В самое ближайшее время… в моей жизни поменяется то то и то то», и подробненько так..) Или же, «В самое ближайшее время… я очень ясно пойму что мне нужно для того чтобы..» Вроде бы, вегда об этом читала ( особенно в Трансерфинге), но никогда не считала нужным именно что то писать…То как это работает, просто невероятно. Свои запросы/записи я периодически перечитываю, для усиления эффекта:) но по многим со временем необходимость отпадает в перечитывании, т.к они уже исполнились! И появляется другой ракурс, другие запросы, невидимые мне ранее совершенно! (до периода ведения такой тетрадки). Вот теперь натыкаюсь в интернете часто что это изестная техника, о которой пишут например «Уже одна эта простейшая привычка способна повернуть вашу жизнь на 180°… ну, может, на 135°, если у вас не все так плохо.» Подтверждаю!)
Светлана, отличная идея. Предлагаю начать прямо здесь — расскажите о техниках, которые Вы используете.
Иван, спасибо за комментарий! Я рад, что мы мыслим похожими категориями =)
Привет, Ангелина!
Про соц сети и поток информации — это точно. Я в последнее время себя стал специально ограничивать в этих вопросах, потому что чувствую, что вокруг огромное количество информационного шума и очень много энергии тратится на фильтрацию и обработку информации. Как-то специально провёл неделю без соц.сетей, новостей, блогов и тп — и энергии и времени прибавилось существенно))
По поводу ребёнка — интересная мысль на тему осознанности!
Спасибо за статью, поддерживаю тематику личностного развития в вашем блоге наравне с темой путешествий!:) Было бы интересно, если бы получилось развить дискуссию/комментарии с читательями блога о том, кто какую технику/идею саморазвития протестировал/опробовал/применяет лично на себе, и какую из них считает наилучшей, работающей и реально продвинувшей в развитии!:)
Да, Алексей, нужно в блоге на только вопросы путешествия освещать, но и подобные темы, поддерживаю! В больших знаниях — большие печали, это точно. Согласен, что нужно внедрять полученные новые знания в жизнь, использовать практически, иначе это будет лишний груз, просто информированность. А вот внедренные знания, опробованные и полченные на основе этих знаний опыт — это уже понимание. Это как раз то к чему я всегда стрмился. Не просто знать, а понять, усвоить. Зачем? — самый полезный инструмент построения жизни для меня. Позволяет избавиться от кучи хлама в голове и окружающем пространстве, скоординировать и структурировать свои действия.
Алексей, привет! Мне близка мысль, что читая и потребляя много информации нам некогда внедрять ее в жизнь. Да вообще некогда остановиться и обдумать, по-настоящему осмыслить.
А по поводу вопросов, я бы даже сказала, что попробовать остановиться и вообще задать себе вопрос и обдумать ответ самому, это уже большой шаг. Ас изобилием соцсетей человек вообще не может остаться один и поговорить сам с собой 😉
еще по собственному опыту вижу и о чем бы никогда раньше я не подумала, что с рождением малыша и с новой ответственностью появляются новые вопросы, и уже труднее и себя в чем-то обмануть и вообще, как-то легче быть осознанными, настолько смещаются точки зрения, приоритеты, видение мира и себя в нем 🙂 это почти необъяснимо, но как- то так 😉
Так или иначе, я из всего, чему меня за 10 лет учили в школе, в жизни пользуюсь лишь вызубренной таблицой умножения да английским языком..) Не самая рациональное использование времени получилось.
И сейчас, оглядываясь назад на свой личный опыт, я всерьез задумываюсь: если ничего не изменится — целесообразно ли будет моему будущему ребенку вообще получать образование в учебном заведении? Хотя большинству людей даже сама постановка такого вопроса кажется недопустимой.
Егор, согласен полностью по поводу системы образования. На эту тему можно много написать и у меня часто раньше возникали вопросы – почему в школе не учат многим элементарным вещам, которые пригодились бы в жизни? Но если вдуматься – а кому нужно воспитывать мыслящих и креативных людей, которые будут думать, а не безоговорочно верить в то, что говорят по ТВ? И сразу все вопросы отпадают.
Единственное, скажу в защиту школы — там есть множество талантливых педагогов, которые с радостью изменили бы текущее положение вещей, но они связаны по рукам и ногам программами и требованиями, спускаемыми сверху. Так что сделать среднеобразованного человека – это, скорее, задача не школы, а системы, а школа — это просто инструмент. Также как у молотка нет задачи забить гвоздь, хотя он и создан для этого.
На мой взгяд
Наша система образования не только не развивает умственные качества ребенка, но и рубит на корню любые попытки человека проявлять собственную инициативу в этом направлении.
Пример — все задачи надо решать по учебнику, по образцу, в четких узких рамках. Проявил креативность? Решил задачку оригинальным способом? Не согласился в сочинении с мнением учителя по литературе или корректностью поставленного вопроса? Получай, дорогуша, 3!(в лучшем случае). Все сводится к "зазубрил\списал" — получи высокую оценку, "проявил креативность, критичность и нерамочное мышление" — получи низкую.
Задача школы — сделать даже из самого любопытного и творческого ребенка — СРЕДНЕобразованного, задача вуза — подготовить из него послушного работника — еще глубже привить подчинение авторитетам и систему кнута и пряника..
И это грустно(