В прошлый раз я уже вкратце рассказывал о том, что это такое, так что не буду повторяться (можете почитать здесь). В этой статье лишь поделюсь нашими впечатлениями от этого, второго для нас курса.
Пройти Випассану во второй раз мне захотелось сразу после окончания первого. Я подумал, что это весьма мощная техника, но изначально, я совершенно не представлял себе, что это такое, и поэтому, во-первых, не был психологически готов к этому, а во-вторых – несколько халатно отнёсся к самим медитациям. Так что, как мне казалось, второй раз должен быть более осознанным и более продуктивным – с одной стороны, и более лёгким – с другой.
Возможно, если бы мы продолжали регулярно практиковать ежедневные медитации, так оно и было бы, но так как мы их забросили, то и впечатления от второго раза оказались несколько иными.
Было тяжело. Тяжело физически – сидеть в общей сложности 11 часов в день. Тяжело психологически – «колбасило» особенно сильно в первые дни, с мыслями от «как всё круто» до «а что я вообще здесь делаю?».
А особенно сложно было отключить внутренний диалог, избавиться от неугомонного внутреннего голоса, выкинуть из головы навязчивые мысли – хотя, в конце концов, это начало получаться. Я очень удивлялся и в прошлый раз тому, насколько, оказывается, сложно контролировать поток своего сознания, и не переставал удивляться в этот.
Впрочем, хотя в какой-то момент и хотелось сбежать, всерьёз о том, чтобы действительно уйти я не думал – решимость досидеть до конца сохранилась. Этому способствовали, в частности, вечерние лекции Гоенки.
К сожалению, я оказался не слишком уникальным и большинство мыслей и противоречий, возникающих у меня в течение дня появлялись не у меня одного и в вечерних «дискурсах» Гоенка иногда с поразительной точностью отвечал на вопросы, возникшие в моей голове.
К слову сказать, в прошлый раз я слушал лекции на русском языке, в переводе, а в этот планировал послушать в оригинале.
Но уже после первого дня я понял, что для того, чтобы понимать все термины и тонкости, о которых рассказывает Гоенка, да ещё и с его жёстким индийским акцентом нужно обладать крайне высоким уровнем английского. Так что я пожертвовал языковой практикой в пользу лучшего усвоения материала и попросил записи на русском – слушал их в отдельном месте, в плеере.
Маша, напротив, решила слушать и смотреть лекции в оригинале – в итоге, осталось много непонятного, что она потом спрашивала у меня и, видимо, если бы это был не второй раз, то непонятого было бы ещё больше. При этом, конечно, просмотр оригинальной видео-записи выступлений Гоенки, с живыми эмоциями, обладает рядом неоспоримых преимуществ перед прослушиванием аудио-записи с голосом переводчицы.
Для чего нужна Випассана
Глобальная цель Випассаны, как её понимаю я – это очищение и развитие ума, а в конечном итоге – некое состояние «освобождения» или «просветления», которое достигается путём избавления от страданий, при помощи наблюдения за своими ощущениями. Звучит это, конечно, несколько эмм.. претенциозно, но в действительности имеет под собой довольно логичную и разумную базу, не имеющую отношения к религиям, сектам, ритуалам и т.п.
Основной постулат заключается в том, что все наши влечения и страдания – есть исключительно плод нашего разума, а значит, при помощи определённой техники можно научиться перестать эти страдания испытывать. Собственно, эта техника – и есть Випассана.
Вероятно, сейчас у вас в голове возникло противоречие, примерно такого рода: «ну как же так, ведь существует множество внешних ситуаций, априори вызывающих страдание, например смерть близкого человека». Если это так, то вдумайтесь в то, что в некоторых религиях, к смерти относятся совершенно по-другому, т.е. сознание этих людей, благодаря определённому мировосприятию, интерпретирует то же самое событие иначе.
При этом, лично для себя, я не могу (по крайней мере пока) полностью принять эту концепцию стремления к «просветлению» в качестве главного вектора своей жизни по той причине, что Просветлённый человек – это человек, полностью освободившийся как от страданий, так и от влечений, и полностью превративший свою жизнь в служение другим существам, но не в ущерб себе, а в качестве единственного возможного и максимального для него блага.
Тем не менее, повторюсь, Випассана базируется на разумных составляющих, отрицать или опровергать которые довольно сложно:
- Шила – нравственные принципы
- Самадхи – состояние успокоения ума
- Панья – развитие осознанности и уравновешенности ума
Так что, даже если не стремиться к полному освобождению, сама по себе техника очень мощная и полезная. Самое главное, что я вынес для себя – это повышение осознанности реакций на внешние события. Разумеется, я не стал абсолютно непроницаемым, но тем не менее, я стал чаще обращать внимание на то, как я реагирую на те или иные неприятности. А «осознанная некомпетентность» – это уже половина дела =) Не знаю, насколько меня хватит, но в этот раз мы ввели в свой распорядок дня обязательные утренние и вечерние медитации, так что посмотрим.
В любом случае, 10 дневный курс – это обучение технике, за это время можно понять что нужно делать, а для появление каких-то ощутимых результатов нужно время. Это как с вождением – курсы в автошколе дают базовые знания и навыки, но практику можно получить только на дороге =)
Условия в центре
В прошлый раз мы проходили Випассану в центре Dhamma Kancana, в провинции Канчанабури (в западной части Таиланда), а в этот раз в центре Dhamma Simanta, недалеко от Чиангмая (на севере страны).
Центр Dhamma Simanta находится в 50 км южнее Чиангмая, в отдалении от другого жилья, так что единственными, кто мог создавать какие-то звуки за пределами территории были сверчки и птицы. В ноябре здесь жарко днём и довольно свежо ночью, а соответственно и утром (напомню, вставали мы в 4:30 утра), так что приходилось надевать тёплые кофты.
Территория окружена живописными холмами, так что перед завтраком, каждое утро в 6 часов мы наслаждались потрясающими рассветами – жаль фотографировать нельзя было
Территория центра разделена на 2 части – мужскую и женскую
Внизу – столовая
Наверху – медитационный холл
Это единственное помещение, в котором одновременно находятся мужчины и женщины. Разделение здесь весьма условное – вот эта вот ковровая дорожка справа
Здесь же, на втором этаже, находятся и жилые помещения
Каждому студенту полагается отдельная комната, с удобствами внутри. Первая фотография – моя комната, остальные – Машина. Разлчия только в цвете вентилятора)) Комната, как видите простая, без излишеств, но светлая, чистая и аккуратная, с полным набором необходимых мелочей, таких как фонарик, метёлка совок, вешалки, прищепки и тп.
Перед каждым зданием – небольшой дворик для прогулки, по которому можно было нарезать круги утром и вечером
А днём, когда палило солнце, можно было гулять по второму этажу – там, в тени, было не жарко
Этот центр – относительно небольшой, всего было около 100 студентов, причём 80 женщин и 20 мужчин. Кроме меня, из не тайцев было ещё два человека – оба американцы, а вместе с Машей занимались около 10 девушек из разных стран (Европа, США, Сингапур, Тайвань), а также одна из России
Вообще, из общения с другими людьми складывается впечатление, что Таиланд – чуть ли не лучшее место для прохождения Випассаны, с точки зрения условий и организации быта. Конечно, с одной стороны, не это главное, но с другой, когда всё удобно и продумано до мелочей – не возникает необходимость отвлекаться на какие-то бытовые вопросы, что благоприятно сказывается на результате.
Мы думали, что в Европе очень хорошие условия, но говорят, что там люди живут, в основном, в общих комнатах, соответственно, что приватности гораздо меньше. Про Индию рассказывают, что индийцы, со свойственной им непосредственностью, совершенно не задумываются о других и ведут себя крайне шумно. В России условия, вообще, вроде как спартанские.
В принципе, условия в этом центре схожие с тем, в котором мы были в прошлый раз. Более подробно о них я рассказывал в прошлой статье.
Если кто-то из вас проходил Випассану в другой стране, напишите, что там за условия, ну и вообще, поделитесь в комментариях своими мыслями на тему Випассаны – если проходили, то что это вам дало, если нет, то как вообще относитесь к этой идее? Есть ли в планах или, хотя бы, просто в мыслях?
Я понимаю, что имея 30 дней отпуска в году, потратить из них 12 дней (с учётом дней приезда/отъезда) на медитацию – для многих идея довольно бредовая. Но всё-таки, когда в следующий раз соберётесь в Таиланд – подумайте, а не принесёт ли вам такое времяпрепровождение пользы больше, чем просто отдых на пляже?
Желаем всем гармонии, радости и счастья!
Похожие статьи:
- Випассана по Гоенке – наш опыт 10-дневной медитации
- Как мы встретили Далай-ламу или маленькая Лхаса в Индии
- Йога в Индии – Ашрам Шивананды в Керале (Sivananda Ashram), наш личный опыт
- Обнимающая Амма – ашрам Амритапури
- Секреты энергичности или как мы поддерживаем физическую форму в путешествиях – йога, бег и 10 000 отжиманий
- Бег как стиль жизни или неиссякаемый источник здоровья